Страховочные пакеты при горизонтальном бурении через ж/д пути

Нередко на железнодорожных путях можно увидеть загадочные конструкции, которые выглядят как металлические балки, лежащие по обе стороны от каждого из путевых рельсов. Это и есть рельсовые страховочные пакеты. Их наличие говорит о том, что в этом месте в скором времени будут проложены или уже проходят инженерные коммуникации.

Зачем нужны страховочные пакеты

При прокладке коммуникаций методом горизонтального направленного бурения (ГНБ) трубопровод протягивается в пробуренной под железнодорожными путями скважине. В этих условиях не исключены проседания грунта, вызванные динамическими нагрузками при движении транспорта.

Подвижки грунтовой толщи приводят к просадке путевой решетки, возможно образование воронок. Страховочный пакет при подобной опасности превращается в нечто вроде моста и позволяет сохранить целостность пути в случае обвала грунта. За счет большой жесткости конструкция способна выдержать прохождение даже тяжеловесных железнодорожных составов.

Что дает применение страховочных пакетов:

  • Обеспечивается безопасность движения транспорта, предотвращаются аварии и катастрофы
  • Сохраняется действующий график движения поездов
  • Сокращаются сроки работ, не утрачивается возможность использования всех преимуществ технологии ГНБ

Страховка железнодорожных путей применяется при прокладке новых инженерных коммуникаций и реконструкции действующих. В СП 227.1326000.2014 указано, что, если прокладка методом ГНБ ведется в устойчивых глинистых или песчаных грунтах либо диаметр защитного футляра или пробуренной под трубопровод скважины не превышает 350 мм, без страховочных пакетов можно обойтись. В этом случае в проект должно быть внесено надлежащее обоснование, а принятое решение согласовывают с владельцем железнодорожной инфраструктуры.

Что представляет собой страховочный пакет

Параметры типовой конструкции описаны в проекте № 2233, разработанном ГУП «Гипротранспуть». Страховой пакет состоит из трех рельсовых звеньев, сложенных в общую пачку. Длина звеньев обычно составляет 12.5 или 25 метров, но встречаются и нестандартные варианты. Рельсы по краям смотрят ходовой частью – головкой – вверх, промежуточная рельса устанавливается головкой вниз. Звенья стягивают в пачку при помощи мощных металлических хомутов.

Какие рельсы используются для сборки пакета:

  • Тип – Р50 или Р65
  • Состояние – новые без износа или старогодные с ограниченным износом
  • Предельная величина износа для старогодных рельсов: Р50 – 6 мм по вертикали и 4 мм по горизонтали, Р65 – 8 мм по вертикали и 6 мм по горизонтали

На рельсах должно присутствовать антикоррозионное лакокрасочное покрытие. При использовании старогодных рельсовых звеньев необходимо сделать проверку дефектоскопом, на изделиях не должно быть повреждений. Применять для страховки рельсы, прошедшие ремонт, нельзя.

Порядок установки

Страховочные пакеты можно использовать на прямых и кривых отрезках железнодорожных путей с деревянными или ж/б шпалами. Если установка происходит на кривом отрезке, путевые рельсы в границах пакета рихтуют, а в сопрягающих точках устраивают переходные кривые. Виды тяги на страхуемом участке могут быть любыми – электрическая, тепловая, паровая.

К мероприятиям по установке приступают еще до ГНБ прокладки коммуникаций. Предварительно создается комиссия с участием руководящих работников железной дороги, которая определяет место пересечения путей инженерными сетями с точной привязкой к железнодорожному пикетажу. На основе принятого решения составляется акт.

ОАО «РЖД» выдает технические условия, по которым разрабатывается проектная документация. Поручить подготовку проекта производства работ на установку страховочного пакета лучше специализированной организации, поскольку ГНБ подрядчик редко бывает хорошо знаком с соответствующей спецификой. Для проведения работ у организации должен быть в наличии аттестованный в ОАО «РЖД» персонал и сертифицированные страховочные пакеты.

Разработанный проект согласовывается с ОАО «РЖД», чьи подразделения осуществляют технический надзор. После его утверждения и получения акта-допуска приступают к монтажу.

Монтажные работы ведутся в так называемые «окна» – интервалы между движениями поездов. Предварительно в эти же самые промежутки времени разбирают путевую решетку и убирают часть балластного щебня. Скорость движения на участке установки ограничивается 15–25 км/ч в зависимости от грузоподъемности подвижного состава.

В очищенных от щебня шпальных ящиках размещают балки-полушпалы и фиксируют их клеммами на подошве путевых рельсов. Затем с помощью крана на полушпалы опускают рельсовые звенья. После сборки трехзвеньевой конструкции страховочный пакет крепят к полушпалам хомутами и болтами. Чтобы тот был лучше заметен, к нему прикрепляют щитки с маркировкой.

В итоге получается целостная конструкция, в которой рельсы на страхуемом участке пути оказываются жестко связаны со страховым пакетом. При проседании грунта концы пакета продолжают опираться на прочное основание, а удерживаемые им полушпалы поддерживают путевые рельсы.

Если коммуникации проходят сразу под несколькими путями, страховочные пакеты устанавливают на каждом из них, в том числе на резервных и маневровых ветках. Границы страхуемого участка железнодорожных путей всегда отстоят от концов страховочного пакета минимум на две шпалы со шпальными ящиками. Перед ними должен располагаться уступ земляного полотна – берма – шириной 500 мм.

После установки страховочных пакетов приступают к работам по ГНБ. По окончании прокладки коммуникаций страховочный пакет подлежит демонтажу. Мероприятия завершаются восстановлением балластной призмы на участке, где велись работы.