Особенности бурения под рекой

Технология направленного бурения успешно применяется при прокладке труб. Обходить водоемы, расположенные на пути магистралей, считается экономически нерационально. Для решения задачи под водохранилищем прокладывается напорный участок трубопровода — дюкер, при этом следует учитывать расстояние от русла реки до дна ГНБ. Зазор требуется для снижения риск техногенного воздействия на окружающую среду и гарантии невредимости дна реки.

Особенности бурения под рекой

Подготовительные этапы

На начальном этапе рассчитывается зона прокладки магистрали. При помощи размещенных в прибрежной зоне навигационных знаков указываются точки входа и выхода. Знаки препятствуют выполнению работ увеличению глубины фарватера и исключают швартовку маломерных судов на временных или постоянных условиях. Маршрутная линия отмечается в документации и фиксируется на картах, что в дальнейшем снижает риск выполнения работ, действие которых может привести к повреждению залегающего на грунте трубопровода.

На следующем этапе рассчитывается диаметр трубы и монтируется монолитная магистраль. Ее размеры равны расстоянию канала, проходящего под дном реки. Трубопровод заполняется водой, с двух сторон размещают торцевые заглушки. На берегу организуется свободная площадка, на которой укладывается труба. Магистраль может иметь изгибы в виде буквы S или змейки. Непосредственно перед началом работ проводятся замеры глубины, а также анализ состояния грунта. Наличие перемычки между каналом и дном водоема служит надежным препятствием на пути попадания в воду бурового раствора, который используется в ходе проведения работ.

Метод ГНБ под рекой: особенности технологии

Данный способ предусматривает форсирование водных преград шириной до 600 м. В образовавшийся проход помещается водопроводная труба или специальная направляющая трасса, предназначенная для укладки телекоммуникационной или электрической кабельной продукции. По изогнутому маршруту кабель проводится при помощи поступающего от специальной установки сжатого воздуха. Методика бурения грунта под рекой относится к числу самых надежных вариантов прокладки трубопроводов, однако имеет высокую себестоимость.

Стоит отметить, что в некоторых районах технология ГНБ под рекой считается исключительным вариантом, гарантирующим безопасность трубопровода и кабеля. В горных районах во время паводка происходят разливы рек, вместе с водой разносится много мусора и камней, которые часто приводят к разрушению магистралей, проложенных по воздуху. Линии трубопроводов держатся на опорах, грунт под которыми вымывается потоками воды в результате временного расширения бассейна реки.

Прохождение препятствий на реке

В качестве спецтехники для проведения монтажных работ используется автомобильный подъемный кран  на шасси. Крановое оборудование посредством подъема трубы над поверхностью земли обеспечивает плавное перемещение трубы в магистраль, что снижает риск переплетения элементов конструкции. Чтобы дополнительно снизить сопротивление движению и поддержать трубопровод над грунтом применяются трактора и погрузчики. Для эффективного взаимодействия между монтажными бригадами, находящимися по обе стороны реки, используется радиосвязь.

В случае, когда проектом предусмотрена прокладка магистрали в сложных геологических условиях, осуществляется дополнительное укрепление трубопроводной трассы. Насосная станция, расположенная на одном из берегов, используется для заполнения воздушного пространства между стенками канала и трубой бетонным раствором. Заказчик принимает готовый к эксплуатации трубопровод, координаты которого указаны в сопроводительной документации, с привязкой к ориентирам на местности.

Если применяется открытый метод преодоления водной преграды, то для закрепления на дне труб используются чугунные грузы или бетонные блоки. Крепежные элементы устанавливают через каждые 20-50 м сверху системы трубопровода. Грузы поверх уложенного по дну реки кабеля с тонким проволочным экраном исключает процесс перекручивания ветвей и снижает риск излома внутренних проводников.

Правила согласования работ

Проведение монтажных работ осуществляется на основании проекта, разработанного в соответствии с водным кодексом и нормативной документацией СП 341.1325800.2017. Материалы проекта утверждаются местными органами власти и представителями природоохранных организаций. Прокладка трассы через судоходные водоемы возможна при согласовании с госинспекцией по маломерным судам и администрацией речных портов. В отдельных регионах возможно потребуются дополнительные согласования, поскольку местная администрация правомочна составлять собственный перечень документов.

Для водохранилища с питьевой водой при прокладке магистрали по дну реки требуются экспертные заключения комиссии, организующей проверку используемых материалов и инструментов на токсичность. В случае, когда используется метод прокладки трубопроводов по дну водоема без бурения канала при помощи плавучих средств, потребуются дополнительные согласования. Регистрация баржи или плота проводится в местных органах ГИМС — государственной инспекции по маломерным судам. Чтобы снизить риск аварийных ситуаций на судоходных водоемах требуется согласования временных интервалов для выполнения монтажных работ по прокладке трассы.